Культура
Дмитрий Жиляев
Победа в конкурсе молодых профессионалов в области современной культуры «Взлет»

Молодой художник и аспирант академии Наяновой стал победителем московского проекта «Взлет», возложившего на себя миссию по поиску новых лиц в области современной культуры, в направлении «Искусство», и получил право представить свою инсталляцию Nubis («Облака») на легендарной ВДНХ.


ВДНХ – это бесконечный карнавал вокруг. Там люди постоянно катаются на самокатах, скейтах, роликах, тусуются вечером после работы или учебы - им не до искусства. Это не такое место силы, каким, к примеру, является «Винзавод» или «Гараж», куда люди целенаправленно идут потреблять визуальные смыслы - это островок непонятного искусства, и контингент там соответствующий.
Во время монтажа инсталляции, несмотря на висевшую табличку «Закрыто», в самолет ломилась куча народа, чтобы спросить, что там происходит. Такие люди – 95% всей пришедшей публики. Те, кто целенаправленно шел посмотреть на проект, пришли на его открытие, и фидбек от них был очень классный.


Проект получился многослойным по восприятию, и это основная причина, по которой он выиграл. «Облака» понятны на разных уровнях. От простого, когда ты катаешься на ВДНХ, приходишь и испытываешь, новые переживания полета, до сложного, когда более продвинутая публика просечет какие-то параллели с художественными направлениями и, соответственно, глубже воспримет эту мысль.


Мое искусство не концептуализировано и тяготеет в сторогу фенологического восприятия. Мне интересен процесс раскультуривания и игра на базовых, а не умозрительных чувствах. Все мои предыдущие работы также были про это.


Сам по себе самолет, по сути, является экспонатом. Здесь возникает дюшановская инверсия. Марсель Дюшан находил объект, оставлял его в галерее, и тот становился произведением искусства. В данном же случае, наоборот: самолет приобретает статус выставочного пространства за счет помещенной в него инсталляции.


Мне нравится заниматься проектами, в местах, казалось бы, далеких от высокой культуры. Так, с художницей Анфисой Доброходовй мы делали выставку в ГЦСИ. Это была не галерея, а разваленное помещение. Таким образом, возникает контраст между искусством и повседневной жизнью, и когда он есть, публике гораздо легче понимать высказывание. На том же «Винзаводе» «Облака» воспринимались бы менее честно.


Если бы я сделал аналогичный проект в Самаре, посмотреть на него пришли бы те же пятьдесят человек, которые ходят у нас на все выставки. Тем не менее, та культурная среда, которая есть в городе, вполне развита для его масштабов. При этом у Самары есть преимущества перед той же Москвой: здесь легче снять студию, купить материалы и что-то делать.

 

Дата публикации: 13 марта, 2019