Философ, критик и культуртрегер, чьи лекции о соотношении современной европейской мысли и модернистской живописи в галерее «Виктория» собирают десятки людей, в этом году инициировал проект «Философия вне Университета», на котором современные российские философы представляют свои новые работы.
Аналогично тому, как мои любимые писатели пишут книги, которые они сами хотели бы прочитать, так и я стараюсь предлагать в рамках своей культуртрегерской деятельности то, что сам бы хотел увидеть или услышать. Однако подобная мотивация далека от индивидуалистического гедонизма. Сфера культуры для меня – не предмет потребления, но место сопротивления. Сопротивления той инерции, которая превращает пространство «духовной жизни» в могильник потенций и критических импульсов. Для меня важна просветительская установка – подтолкнуть человека к самостоятельному пользованию разумом. Но это возможно лишь при условии, что сферы знания и искусства в полной мере реализуют свой критический ресурс. Проще говоря, когда я о чем-то рассказываю, то мне важно не просто рассказать о чем-то новом, но сделать это таким образом, чтобы в существующую в сознании публики картинку сферы культуры закралось сомнение.
Изменяют ли мои проекты интеллектуальный ландшафт города? Очевидно, что об этом судить может лишь аудитория. Если опереться на формальный критерий – появление в афишах или текстах местных изданий новых для городского ландшафта имен, названий и способов постановок вопросов – тогда да, несомненно, что-то изменилось. Однако куда важнее видеть эффект этой деятельности, встречать обратную связь. Останется ли случайно увиденный фильм или неожиданно прослушанная лекция в далеких уголках индивидуальной памяти или подобные встречи приведут к иным, новым, по возможности коллективным инициативам – покажет лишь время.
Выход интеллектуальной жизни за пределы официальных образовательных институций – это общемировая тенденция, касающаяся в первую очередь гуманитарных наук в силу того парадоксального места, которое занимает носитель такого знания в структуре современного общества. Изначально классические университеты представляли собой пространства свободные от рыночной мотивации. Проще говоря, такой тип знания не обязан был быть ходовым товаром на рынке услуг. Сейчас же мы наблюдаем тотальное преобразование интеллектуальной сферы в соответствии с запросами рынка. И это не говоря уже о давлении с другой стороны – со стороны государства, которое готово выступать финансовым гарантом экономически бесперспективных образовательных процессов при условии, что будет идеологическая выгода. В результате работник университета вынужден искать иные площадки и способы презентации своей деятельности, избегая тисков рыночно-государственного давления.